Речевые игры и упражнения

Осенние чистоговорки


Заучивание стихотворения по мнемотаблице

Цель: развитие памяти, мышления, связной речи у детей дошкольного возраста через использование элементов мнемотехники.











Артикуляционная гимнастика


Игры на развитие речевого и фонематического слуха.

1)  Игра «Узнай настроение»
Задача: развивать выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.
Описание: Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д. Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.

2)  Игра «Прислушайся»
Задача: развивать остроту слуха.
Описание. Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу. Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если Ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.

3)  Игра «Слушай и выполняй»
Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого. Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около  стола)».

4)  Игра «Живые звуки»
Задача: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога. 
Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились» , получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.

5)  Игра «Закончи слово»
Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и повторить его полностью. По мере тренировки взрослый может произносить слова без картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какой-то определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком.
Например: эти слова нужно закончить звуком [к] - ма(к), со(к), жу(к), лу(к), ра(к), моря(к), ры-ба(к), вол(к), ба(к) или слогом ка-: бан(ка), соба(ка), игол(ка), май(ка), ромаш(ка) и т. д.

6)  Игра «Постучим»
Задача: развивать слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.
Оборудование: барабан или бубен.
Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.


Игры, направленные на расширение словарного запаса, 

совершенствование     грамматического строя речи

1)  Игра «Кто - что»
Задача: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они отвечают.
Оборудование: картинки с одушевленными и неодушевленными предметами, знакомыми ребенку.
Описание. Взрослый начинает формировать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. При необходимости взрослый помогает ребенку, задавая нужный вопрос: Кто это? - Это кукла. Она живая? - Нет.

2)  Игра «Шары»
Задача: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.
Оборудование: стихотворение, шары разных цветов.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение о шарах и постараться запомнить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате. Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их - давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар   попал на кровать,   С   кровати его очень   просто   нам взять.   Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.

3)  Игра «Что из чего сделано?»
Задача: научить детей использовать в речи относительные прилагательные.
Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.
Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно. Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.

4)  Игра «Отгадай предмет по признакам»
Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

5)  Игра «Ты - Вы»
Задача: научить детей использовать в речи глаголы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».
Оборудование: кукла, предметы ее одежды, игрушечные мебель и столовые приборы (скатерть, посуда, салфетки, плита).
Описание. 1 вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т. д. Ребенок,    отдавая    взрослому    нужную    вещь,    должен     ответить:     «Вот, берите платье, туфли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. Затем по мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями.
2 вариант. Вместо куклы и ее вещей используются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрослый так же, как и в I варианте, просит у ребенка какой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, правильно употребляя глаголы.

6)  Игра «Выполни - выполните»
Описание. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа остается один ребенок, слева - двое-трое Детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих. Например, «Сережа, сядь» - «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» - «Дети, подойдите ко мне». По мере тренировки обращения опускаются и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни - принесите куклу - принеси книгу - подпрыгните - закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.

7)  Игра «Сейчас - раньше»
Задача: научить детей изменять глаголы единственного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас спит, а раньше - спала», «Собака сейчас лает, а раньше - лаяла» и т. д.

8)  Игра «Утро, день, вечер»
Задача: закрепить в речи детей слова - наречия времени.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время дня.
Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись, позавтракали; «День» - как они занимаются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы: «Когда девочка проснулась?», «Когда она гуляла?», «Когда девочка ужинает? ».

9)  Игра «Что было вчера - что происходит сегодня -что будет завтра»
Задача: закрепить в речи детей слова – наречия времени. Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А ребенок должен вернуть взрослому мяч и продолжить фразу. Затем переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.

10)  Игра «Я - Ты - Мы»
Задача: научить детей изменять глаголы по лицам. Оборудование: игрушки, предметы обихода.
Описание. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д. Ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» - «Я купил яблоки» или «Я купила платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого; мишку». По мере тренировки дети могут играть без взрослого, по очереди выполняя роли продавца и покупателя.

11)    Игра «Посчитай слова»
Задача: закрепить у детей понятие «слово», тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.
Оборудование: книга, кукла, машина, стол, яблоко и другие предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух, затем из трех и четырех-пяти слов.
Описание. Взрослый показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит ребенка еще раз назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и придумать самим по одному - два слова.
Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение. Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких-либо элементов (квадратов, кругов, треугольников), чтобы затем их сосчитать.

12)    Игра «Покажи полоску»
Задача: научить детей отличать понятия «слово» и «предложение». Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку полоски и объясняет, что короткая обозначает слово, а длинная - предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску.
Например, кукла, мальчик, утро - короткие полоски. Наступило лето. Мальчик катает машину - длинные полоски.
2 вариант. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в предложении и составить его схему из коротких полосок.
Например: Собака лает - 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика - 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу - 4 короткие полоски.

13)    Игра «Перепутаница»
Задача: научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу. 
Оборудование: заготовленные взрослым неправильные фразы.
Описание. Взрослый читает ребенку предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно.
Примеры деформированных фраз: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыбака. Картина рисует мальчика. Газета читает папу. На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза.

14)    Игра «Почему и потому»
Задача: научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что...».
Оборудование: сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.
Описание. Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.
Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы с союзом «почему».
Для большей наглядности можно прочитать ребенку сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

15)    Игра «Договори слово в предложении»
Задача: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы.
Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого из предложений.
Описание. Взрослый начинает произносить предложение и предлагает ребенку его закончить с помощью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.
Например: В вазе на столе стоят... (цветы). На лугу порхают яркие... (бабочки). На заборе кукарекает - (петух). По дороге едут и гудят... (машины).
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.


Консультация для родителей
 «Автоматизация звука Т»

1.      Повтори слоги.

Та-та-та

Та-то-ту-ты

Та-та-та-та

Ат-от-ут

То-то-то

Ту-то-та-ты

Ат-ат-ат-ат

Ыт-ут-ат

Ту-ту-ту

Ты-то-ту-та

Ты-ты-ты-ты

От-ут-ыт

Ты-ты-ты

То-та-ту-ты

Ыт-ыт-ыт-ыт

Ат-ыт-от


2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.


3.      Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4.      Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.


5.      Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.


6.      Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7.      Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)


8.      Выучи стихотворение «Слон»

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тонна ножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10.  Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

Топор - (топоры)

Капитан - (капитаны)

Тарелка - (тарелки)

Конфета - (конфеты)

Таблетка - (таблетки)

Автобус - (автобусы)

Туча - (тучи)

Кофта - (кофты)

Таз - (тазы)

Самолет - (самолеты)


11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!


Консультация для родителей
 «Автоматизация звука Ш»
 
1. Изолированно произносить звук [Ш]:
Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным  зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.
Песенка «Змейки» Ш-ш-ш-ш-ш…  

2. Повтори прямые слоги.
Ша — ша — ша
шо — шо — шо
шу — шу — шу
шэ — шэ — шэ
ши — ши — ши

3. Повтори обратные слоги.
Аш — аш — аш                             яш — яш — яш
ош — ош — ош                             ёш — ёш — ёш
уш — уш — уш                            юш — юш — юш
эш — эш — эш                              еш — еш — еш
иш — иш — иш
 
4. Повтори слоги, где звук Ш находится между гласными.
Аша — ашо — ашу — аши
уша — ушо — ушу — уши
оша — ошо — ошу — оши
иша — ишо — ишу — иши
 
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
Шта — што — шту- штэ — шты
шка — шко — шку — шкэ- шкы
шма — шмо — шму — шмэ — шмы
шва — шво — шву — швэ — швы
шпа — шпо — шпу — шпэ — шпы
шна — шно — шну — шнэ — шны
 
6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.
Ашт — ошт — ушт — ышт — ишт — ешт — ёшт — юшт — яшт
ашк — ошк — ушк — ышк — ишк — ешк — ёшк — юшк — яшк
 
7. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:
Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.
Шо, Шё: шов, шёпот.
Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.
Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.
Ше: шея, шесть, шелест; шептать.
Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.
8. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :
Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.
Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.
Шу: мишутка.
Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.
Ше: мишень, ошейник; бушевать.
Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.
 
9. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:
Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.
 
10. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:
Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.
 
11. Заменить в словах первый звук на звук Ш:
тапки –
губы –
топот –
мыло –
пар –
споры –
 
12. Заменить в словах последний звук на звук Ш:
дуб –
идёт –
поёт –
едет –
дышит –
падает –
 
13. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:
Назови ласково.
Изба – избушка
зима –
штаны –
хозяйка –
солнце –
хлеб –
камень –
пятно –
окно –
дед –
 
14. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти какая?
 
15. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:
Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.
 
16. Образовать родственные слова:
мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)
лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)
 
17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:
Дедушкины шахматы                              вишнёвый компот
новая подушка                                          тихий шаг
швейная машинка                                    пшённая каша
шумные пташки                                       двойной шов
дубовый шкаф                                          бабушкина шуба
пуховая шапка                                          новая ушанка
 
18. Игра «Сосчитай до 5»:
плюшевый мишка –
плюшевый капюшон –
плюшевая шапка –
 
19. Повтори предложения.
Три слова: У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью.
Четыре слова: У Яти пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в
шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.
Пять слов: У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке.
Шесть слов: Мама мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки — мышата, у кошки  котята.
 
20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
 
21. Проговаривать тексты:
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.
 
22. Проговаривать чистоговорки:
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.
 
Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
 
Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише.
 
Кукушка кукушонку шьет капюшон,
Наденет кукушонок капюшон –
Как  в капюшоне он смешон!
 
Кошка с кошелкой по улице шла.
Что же в кошелке кошка несла?
Кашне и калоши
           котятам шкодливым,
Чтоб бегать по лужам
           денечком дождливым.
 
23. Проговаривать скороговорки:
У нашего Мишки в мешке шишки.
Кукушка кукушонку купит капюшон.
Пышная подушка у Мишки под ушком.
У окошка мошка,
На окошке кот Тимошка.   






Загадки о зимних видах спорта

Мы с бараньими рогами,
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)


Каждый вечер я иду,
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими…(Коньками)


На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки. (Лыжня)


Две полоски на снегу,
Оставляет на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)


Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься. (Каток)

  • Дидактическая игра «Почему так назван?» (словообразование)

Лыжник (катается на лыжах), 

конькобежец (бегает на коньках),

 саночник (катается на санках), 

хоккеист (играет в хоккей), 

фигурист (занимается фигурным катанием) и др.

  • Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление существительных в дательном падеже)

Санки нужны …. саночнику.

Лыжи нужны …. лыжнику.

Клюшка нужна …. хоккеисту.

 Коньки нужны …. Конькобежцу.

Винтовка нужна …. биатлонисту. И т.д.

  • Дидактическая игра «Третий лишний» (развивать логическое мышление, внимание, память)

Январь, февраль, зима.                                                                           

Снежки, санки, коньки.                      

Метель, лыжи, мороз.
Снежок, снеговик, снегирь.

  • Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка» (развитие мелкой моторики) 

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол, то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

  • Чистоговорки (закрепление свистящих звуков З-С)

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.

ЗИ - ЗИ - ЗИ – саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА –  на окне ледяная роза.

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ – озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО –  зимой солнце низко.  

АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.

ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.

  • Выучите стихотворение  «Хитрые санки» И. Бурсов 

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки                                                                            

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки - с места и бегом...

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок... пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда,…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко....близко    

 «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Воспитатель называет  ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить  ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

 

«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).

 

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1

Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто лечит детей (врач)

Кто учит в школе детей (учитель)

Кто готовит еду (повар)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель - строит). 

Артикуляционная гимнастика. 
Внимание! Все упражнения выполняются перед зеркалом!







Лексико – грамматические упражнения по теме
«Урожай. Овощи. Фрукты»

Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

·    объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

·    обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

·    по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...)",

1. «Назови ласково». Образование  исходного слова  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Огурец - огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

2. «Один-много». Образование мн.ч. исходного слова в родительном падеже.

Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

3. «Счет овощей». Согласование исходного слова с числительными.

Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.

5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д.

Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).

8. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.

Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.

9. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Лук, репа, подорожник, чеснок; баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.

10. «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Кабачок большой, а огурец – маленький.

Картофель крупный, а редис – мелкий.

Перец внутри пустой, а морковь – полная.

Помидор мягкий, а огурец – твердый.

11. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:

Что это? Это овощ или фрукт? Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на ощупь?

Какой на вкус? Что из него можно приготовить?

 

Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.
В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Речевые игры - это разновидность игр с правилами. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Через речевую игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть пассивность и безынициативность. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. 


  • Артикуляционная гимнастика

  • Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губыУпражнение Варенье

  • Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.

Упражнение Лопата

  • Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.

Упражнение Иголка

  • Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

 Кинотренинг - консультация для педагогов  "Куда девался Комаров"