вторник, 24 января 2023 г.

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте. Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка.
В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи - научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии. Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь. Перед воспитателем стоят задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое. Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. 
Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения. Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по- разному («Однажды… », «Дело было летом… » и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда… »)
Заполнение схемы позволяет ребёнку закрепить представления о средствах связи между частями  высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Развитию связной речи, конечно же, способствуют и сюжетно-ролевые игры. Например, такие, как «Супермаркет, «Семья», «Поликлиника», «Детское кафе» и т.д. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь детей. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.

Приглашаем Вас посетить страничку нашего блога Речевые игры и упражнения  здесь Вы найдете разнообразие речевых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Кинотренинг - консультация для педагогов  "Куда девался Комаров"