Развитие речи
детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в
себя не только развитие свободного общения со
взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:
формирование словаря, работа над
звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к
обучению грамоте. Решать эти задачи помогают
дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и
самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности
ребёнка.
В процессе игр
пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои
мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи -
научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение
антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача
многих словесных игр.
Для развития
связной речи детей
учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные
на занятии. Учить ребенка рассказывать – это значит
учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь. Перед
воспитателем стоят задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи
воспринятое. Рассматривая иллюстрации книг,
дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению
рассказов из личного опыта (по
аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам
воспитателя, затем в совместном рассказывании
со взрослым, а после этого и самостоятельно.
Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам
высказывания: описанию, повествованию и некоторым
компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что). Чаще всего
дети составляют контаминированные (смешанные)
тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения. Продолжается формирование
навыков повествовательной речи, для чего детям
ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение
связного высказывания (начало, середина, конец).
Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по- разному («Однажды… », «Дело было летом… »
и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает
ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз… собрались
звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…
»)
Заполнение схемы позволяет ребёнку закрепить представления о средствах
связи между частями
высказывания. Необходимо учить
детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия
персонажей, соблюдать временную последовательность
событий. Развитию связной речи, конечно же, способствуют и сюжетно-ролевые игры. Например, такие, как «Супермаркет, «Семья», «Поликлиника», «Детское кафе» и
т.д. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь детей. В игре развивается способность
аргументировать свои утверждения.
Приглашаем Вас посетить страничку нашего блога Речевые игры и упражнения здесь Вы найдете разнообразие речевых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий