Конспект ОД «Космическое путешествие»
по познавательному развитию
Цель:
Уточнять и расширять
представление детей о космосе и солнечной системе. Программные задачи:
·
Развивать познавательный интерес детей,
систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о
планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать
закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых - исследователях
Циолковском и Королёве.
·
Развивать социально-коммуникативные
навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).
·
Расширять и активизировать словарь
такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика»,
«кратер», «метеорит», названия планет и др.
·
Развивать двигательную активность,
физические качества (быстрота, ловкость движений), фантазию и творчество.
·
Воспитывать желание воспринимать и
различать музыку (музыку космоса), восхищаться её красотой.
·
Воспитывать любознательность, интерес к
космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.
Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос»,
иллюстрации с портретами космонавтов, иллюстрации «Солнечная система».
Предварительная работа:
Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему: «Космос»,
рисование на тему: «Загадочный космос», «Полёт на Луну», рассматривание
иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по
теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», сюжетно - ролевые
игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос», чтение
художественной литературы по теме: Я. К.
Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П. О.
Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
Ход занятия:
Оргмомент
Ритуал приветствия:
«Доброе утро».
Придуманно кем - то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
А теперь поприветствуем друг друга шепотом,
Как будто по секрету скажем друг другу: «Доброе утро!».
– Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк:
Вселенная много готовит загадок,
И многое в мире неведомо нам.
И в космос пускай запускают ракеты,
Дорога безмерна к далёким мирам.
Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.
Лишь кроху всего удаётся узнать,
Но мир открывать безусловно, полезно.
Для этого в космос и стоит летать.
- Ребята, вы согласны
с автором этих строк? Я тоже согласна.
Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное
небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет.
В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах
огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та
плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по
которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись,
расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета
Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды,
планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется
Вселенной.
Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря
ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и
Королёва), гениальным инженерам-конструкторам. Слайд 2
Но, перед тем, как отправить в космос людей, ученые
отправляли туда животных. И, конечно, самыми известными были собаки – Белка и
Стрелка.
Слайд 3
Д/и: «Животные космоса. Найди тень»
Ну, а, главными покорителями космического пространства
являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта,
побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина) Слайд 4
Кто же это космонавт?
Он пример для всех ребят,
Все зовут его героем
Он гордо носит звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Новому учиться.
- А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в
замечательное путешествие к звёздам и планетам?
Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около
стульчиков.
Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)
Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми
руками)
«Луч» написано на нём
Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)
Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)
К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)
4-3-2-1 – Мы взлетаем
И летим (поднимаемся на носочках)
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза
Воспитатель - Ребята, пристегните ремни!
(включается космическая музыка)
Дети открывают глаза.
- Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в
наши иллюминаторы?
Ночью горят, а днём они спят
В чёрном небе, до зари
Тускло светят фонари
Фонари-фонарики,
Меньше, чем комарики (звёзды).
Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед
вами далекие звезды. Слайд 6
- Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что
они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные
раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а
вместо них появляются другие.
- А про что эта загадка?
Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звёзд защищает (Солнце). Слайд 7
- Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам
звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает
тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце
жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).
- Вот еще одна загадка.
Бегают вокруг огонёчка
7 сыночков и 2 дочки
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они (планеты).
- Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья.
Она называется Солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они
разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель Слайд
8
В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят
планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как
огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета
вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами.
Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.
- Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а
что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей.)
- А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.)
В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по
космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем
отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая
музыка.)
Физкультминутка «Невесомость»
- Все стали лёгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно
двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные
позы, застывают на месте).
Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова
посмотрите в иллюминатор.
Крохотулечка - планета
Первой солнышком согрета
И проворна - год на ней
88 дней (Меркурий)
- Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ
иллюстраций).
Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся
поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.
- Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она
Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.)
(показ иллюстраций).
-На планете чудеса:
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере:
Дышат люди им и звери. (Земля.)
- Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета
от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в
Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.
Расскажите, что это за условия?
- Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком
близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой,
которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов.
Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты
покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и
земли. Нашу Землю надо беречь.
- Почему, ребята? (Ответы детей почему её надо беречь и от
чего.)
- Над планетой красной кружат,
Каменюки, страх и ужас,
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем на той планете! (Марс.)
- Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите
планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.)
Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа.
Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет.
- Великан тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. (Юпитер.)
- Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы.
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)
- Ребята, сколько мы
уже назвали планет, которые вращаются вокруг солнца?
Есть еще две планеты: Уран и Нептун. Была еще одна планета –
Плутон. Но с недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной
системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем.
(Показ иллюстраций.)
Д/и: «Расставь все планеты по порядку»
- Ну, что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам
пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.
Земля нам подарила
Хорошего немало,
И ждёт она в тревоге,
Чтоб мы её спасли,
Обнимем нашу Землю,
Как маму обнимаем,
И защитим, как маму
От горя и беды!
- Мы
с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое
путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным
приземлением!
Комментариев нет:
Отправить комментарий