среда, 12 апреля 2023 г.



Конспект ОД «Космическое путешествие» по познавательному развитию

Цель:

Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Программные задачи:

·         Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых - исследователях Циолковском и Королёве.

·         Развивать социально-коммуникативные навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).

·         Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.

·         Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений), фантазию и творчество.

·         Воспитывать желание воспринимать и различать музыку (музыку космоса), восхищаться её красотой.

·         Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.

Материал и оборудование: компьютерная презентация «Космос», иллюстрации с портретами космонавтов, иллюстрации «Солнечная система».

Предварительная работа:

Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему: «Космос», рисование на тему: «Загадочный космос», «Полёт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», сюжетно - ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос», чтение художественной литературы по теме:  Я. К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П. О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Ход занятия:

Оргмомент

Ритуал приветствия

«Доброе утро».

Придуманно кем - то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

А теперь поприветствуем друг друга шепотом,

Как будто по секрету скажем друг другу«Доброе утро!».

– Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк:

Вселенная много готовит загадок,

И многое в мире неведомо нам.

И в космос пускай запускают ракеты,

Дорога безмерна к далёким мирам.

Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.

Лишь кроху всего удаётся узнать,

Но мир открывать безусловно, полезно.

Для этого в космос и стоит летать.

 - Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна.

Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет.

В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.

Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королёва), гениальным инженерам-конструкторам. Слайд 2

Но, перед тем, как отправить в космос людей, ученые отправляли туда животных. И, конечно, самыми известными были собаки – Белка и Стрелка.

Слайд 3

Д/и: «Животные космоса. Найди тень»

Ну, а, главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина) Слайд 4

Кто же это космонавт?

Он пример для всех ребят,

Все зовут его героем

Он гордо носит звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Новому учиться.

- А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звёздам и планетам?

Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около стульчиков.

Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)

Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми руками)

«Луч» написано на нём

Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)

Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)

К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)

4-3-2-1 – Мы взлетаем

И летим (поднимаемся на носочках)

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза

Воспитатель - Ребята, пристегните ремни!

(включается космическая музыка)

Дети открывают глаза.

- Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы?

Ночью горят, а днём они спят

В чёрном небе, до зари

Тускло светят фонари

Фонари-фонарики,

Меньше, чем комарики (звёзды).

Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды.  Слайд 6

- Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие.

- А про что эта загадка?

Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звёзд защищает (Солнце). Слайд 7

- Посмотрите в иллюминатор. Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов. На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).

- Вот еще одна загадка.

Бегают вокруг огонёчка

7 сыночков и 2 дочки

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они (планеты).

- Правильно, ребята! Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется Солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель Слайд 8

В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.

- Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей.)

- А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость.)

В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка.)

Физкультминутка «Невесомость»

- Все стали лёгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте).

Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор.

Крохотулечка - планета

Первой солнышком согрета

И проворна - год на ней

88 дней (Меркурий)

- Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций).

Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.

- Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она

Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.)

(показ иллюстраций).

-На планете чудеса:

Океаны и леса.

Кислород есть в атмосфере:

Дышат люди им и звери. (Земля.)

- Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия?

- Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь.

- Почему, ребята? (Ответы детей почему её надо беречь и от чего.)

- Над планетой красной кружат,

Каменюки, страх и ужас,

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем на той планете! (Марс.)

- Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.)

Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет.

- Великан тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер.)

- Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы.

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)

- Ребята, сколько  мы уже назвали планет, которые вращаются вокруг солнца?

Есть еще две планеты: Уран и Нептун. Была еще одна планета – Плутон. Но с недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем.

(Показ иллюстраций.)

Д/и: «Расставь все планеты по порядку»

- Ну, что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждёт она в тревоге,

Чтоб мы её спасли,

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму

От горя и беды!

- Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие, и узнали много интересного о космосе. Поздравляю всех с удачным приземлением!







 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Рисование с элементами аппликации "Пчёлки на поляне" Цель: закреплять умения детей создавать композицию летней поляны с использо...